Кариес зубов: стадии, диагностика и лечение самого распространенного заболевания в мире

Тех, кто никогда не был знаком с таким заболеванием, как кариес, можно сравнить с выигравшими в лотерею, настолько их мало. Процессу разрушения зубов подвержены 98% населения, от мала до велика. Сегодня мы в деталях расскажем, почему не стоит медлить с визитом к стоматологу, если вы заметили, что во рту что-то не так.

Причины развития и стадии кариеса

Процесс разрушения эмали, а затем и более глубоко лежащих тканей зуба развивается, когда совпадают:

Во-первых, заражение особой бактерией Streptococcus mutans, которая питается остатками углеводов из пищи и выделяет вызывающие кариес зубов кислоты. Любителям сладкого надо быть крайне внимательными, иначе можно столкнуться с ситуацией, когда только недавно было пятно — и тут уже надо лечить средний кариес зубов или чего похуже.

Во-вторых, ослабленное состояние здоровья в целом и полости рта в частности. Играют роль генетические факторы, хронические заболевания, недостаток кальция и фтора в пище. Также процесс провоцируют проблемы с прикусом, особенности строения — слишком глубокие фиссуры. Влияют гормональные «всплески», профвредности, состояние слюнных желез. За банальную лень почистить зубы перед сном пациент тоже может заплатить немаленькую цену.

Как идет процесс разрушения тканей

Стадия пятна

кариес зубов затронул только эмаль. Клинически не дает никаких симптомов. Обнаруживается белесоватое пятно, которое, если не принять меры вовремя, постепенно темнеет. Реминерализующие процедуры помогают остановить процесс без бормашины.

Поверхностный кариес зубов

начинается реакция на холодное и горячее, дефект существует, но боли еще нет. Необходимо пломбирование, анестезия чаще всего не требуется. Хорошо помогает лечение лазером.

Средний кариес зубов

ткани разрушены на уровне дентина, уже есть полость, застревает еда, появляются боли, усиливается реакция на холодный воздух, холодную и горячую пищу, напитки. Необходимо препарирование и пломбирование под анестезией.

Глубокий кариес зубов

ситуация еще больше усугубляется, расширяется область разрушений. Симптомы становятся более интенсивными. Боли могут появляться и без видимых причин. Возникают осложнения — воспаляются мягкие ткани, развивается пульпит.

Также существуют другие виды кариозного поражения — множественное, контактное, атипичное, вторичное, под уже установленной пломбой.

Диагностика кариеса: как обнаружить «врага»

Существует ряд методик, чтобы определить, есть ли кариозный процесс, и как глубоко он проник в ткани:

Опрос, сбор жалоб пациента

Выясняют, как болит, где болит, от чего легче, от чего хуже. Важно, как давно появились жалобы, что пациент предпринимал для облегчения болей.

Визуальный осмотр

с помощью зеркал врач может обнаружить пятна, участки эмали белесоватого или коричневого цвета, полости.

Зондирование, высушивание, перкуссия

Используя зонд, доктор определяет, есть ли какие-либо ощущения. Высушивание помогает определить участки без блеска, постукивание или перкуссия – воспаление в тканях.

Витальное окрашивание

когда поверхность покрывают специальными маркерами — раствором метиленового синего или фуксина. Участки пораженной эмали окрашиваются в синий или розовый цвет, обнаруживая зоны повреждения.

Термопробы

кратковременное воздействие на подозрительную область холодной или  горячей (до 60 градусов) водой. Применяется, чтобы отличить кариозный процесс от  пульпита.

Рентгенография челюстей

один из наиболее информативных методов диагностики кариеса зубов  и его осложнений. Помогает выявить скрытые полости, поражение тканей под пломбой.

Редко используют ЭОД (измерение электрического сопротивления), световые методики, например, люминесценцию — в ультрафиолетовом свете кариозный очаг четко виден на фоне нетронутых поверхностей здоровых зубных единиц.

Диагностика кариеса в домашних условиях — есть ли смысл?

Самостоятельный осмотр эффективен только в 10% случаев, и то, когда изменения уже явно видны. Поэтому так важно проходить профосмотры — в самом начале ликвидировать процесс можно даже без сверления. Пренебрегать самостоятельным осмотром не стоит — если заметили пятна на эмали, появилась чувствительность и боли, стоит сразу обращаться к врачу.

В нашей клинике в Москве врачи готовы провести качественный осмотр, использовать дополнительные методики, сделать все быстро и без дискомфорта. Если очаг уже есть — мы его найдем и ликвидируем, по приемлемой цене, с гарантией. Посмотрите фото и отзывы.

Главное — не тяните с визитом.

Нажимая "Жду звонка" кнопку, я даю согласие на обработку моих персональных данных